Стандартные настройки тюнера автомагнитолы. Настройка магнитолы Pioneer. Видео: выбор магнитолы по размеру

Купить и установить в свой любимый автомобиль все необходимые компоненты - это еще не есть круто. Да, в зависимости от головного устройства и правильно подобранной акустики звук будет, будет хороший, порой даже прекрасный, но все же эту систему еще надо настроить, причем правильно, грамотно.

Хочу сказать сразу, что в дебри, в глубокий лес в этой статье мы лезть не будем, она ориентирована исключительно для новичков, которые только что купили магнитолу и акустику и хотят ее сами настроить…

Все системы по настройке звуковой сцены можно разделить на два класса:

Обычные системы, играющие от магнитолы

Системы, играющие от отдельных усилителей

Начнем, пожалуй, с самого, на мой взгляд, простого. Под обычными системами в плане настройки мы будем понимать все компоненты, играющие от головного устройства (магнитолы), и компоненты,которые “подпитываются” от отдельных усилителей без процессора.

Настройка звука без усилителей мощности

После правильного подключения необходимо поставить свою любимую музыку или жанр, сделать погромче до того момента, когда акустика начинает “хрипеть”. Делаемгромкость чуток потише. Далее садимся за штурвал системы и начинаем потихоньку вытягивать низа и верха. С верхами будет несложно, их, так скажем, не переувеличишь, абасы на такой громкости можно выставитьпо принципу “чем больше тем лучше” до того уровня, когда не начнется “разрыв” динамиков. Ну что ж, по максимально возможной “чистой” мощности мы настроились. Теперь надо выстроить хотя бы небольшое подобие временных задержек, что “небольшим” тоже трудно назвать. Но тем не менее, попытка не пытка. Не отходим от нашего штурвала и начинаем изучать в меню регулировки уровня фронтальной акустики и тыловой (фадер и баланс). Общая звуковая сцена в автомобиле должна быть ориентирована только на капитана наземного судна. Если настройки фадера и баланса все “в нулях”, то звуковая сцена размыта, звук хозяйничает в салоне авто, поэтому необходимо обуздать и направить его в нужном направлении. Настройка звука может быть следующая: тыловая акустика всегда ставится только на подзвучку, вся музыка должна исходить из фронтальной акустики, в противном случае правильной звуковой сцены у нас не получится. Регулируем при необходимости (если тыловые динамики переигрывают фронтальные) фадер на перед, ориентировочно на +15%. Если же кто-либо купил назад компонентную акустику (что очень-очень не правильно), то рекомендую на кроссоверах настроить звук пищалки на -2 db , если такого кроссовера нет, то вынести фадером на фронтальную акустику побольше. При настройке звука посредством регулировки перед/зад помните, что весь слышимый звук должен исходить из передних динамиков, задние ставятся исключительно для подзвучки, тыловая акустика не должна “забивать” фронтальную”. Настройка звука в плане лево/право тоже очень важна при постройке звуковой сцены. Так, в большинстве случаев, выставляем балансом на +10-15% на правую сторону, в результате мы “смягчим” левые динамики, не будетуже такого ощущения сильного выражения левой стороны. При настройке балансастарайтесь сделать так, чтобы все звучание исходило, как бы, от лобового стеклаавтомобиля. Необходимо создать ощущение того, что вы НЕ слышите звук именно из динамиков.

Настройка звука с усилителями мощности.

Говоря о таких системах в принципе, тут нет ничего заоблачно-сложного, добавляется только настройка фильтров и уровня мощности на самом усилителе. Конечно, при настройке общей звуковой сцены необходимо еще и учитывать конфигурацию самих динамиков, но это уже принцип подбора компонентов. Я думаю, что купив музыку в свой любимый автомобиль, вам подобрали соответствующие “ингредиенты” и не обманули…

Прежде чем набрасываться настроить все регулировке усилителя, необходимо согласовать уровень сигнала магнитолы с уровнем сигнала усилителя. Садимся за штурвал, все настройки ставим в ноль (на заводские), не забываем убедиться, что уровень мощности усилителя (Level ) повернут в положение минимальной чувствительности. Начинаем увеличивать громкость магнитолы до момента появления искажений. Как только акустика начинает “захлебываться” немного снижаем уровень громкости. Теперь придется заняться физкультурой: залезаем в багажник (обычно усилители располагаются там) и в смешной позе начинаем крутить уровень мощности усилителя вверх, пока опять не услышим искажения. Как только динамики издадут сигнал sos - немного снижаем уровень усилителя. Все. Теперь уровень магнитолы и усилителя согласованы по мощности.

На каждом усилителе есть фильтры верхних и нижних частот (high pass и low pass ).Хай пасс фильтр используется для того, чтобы ограничить попадание низких частот на динамики. Например, если high pass фильтр установлен в положении 100 Гц, то частоты ниже этой отметки (глубокий бас) попадать на акустику не будут. Как правило, шкала регулировок (граничная частота фильтра) верхних частот настраивается в пределах 40-160 герц. Обычно этот фильтр мы ставим в зависимости от той или иной акустической системы в положении 80-100 гц. Low pass фильтр используется только в системах, где есть могучий и великий дядя сабвуфер. Принцип действия этого фильтра схож с предыдущим, только здесь уже фильтр не дает воспроизводить сабу частоты выше той регулировки, которую установить. Например, low pass фильтр установлен в положении 70 гц, это значит, что частоты выше 70 гц саб воспроизводить не сможет. Обычно этот фильтр мы ставим в положении 70-90 гц. Также есть возможность отключить все фильтры, но в таком случае “матерого” звука мы не добьемся. Ради эксперимента вы можете попробывать - посмотрите, интересная картина получается…

Настройки усилителя мы все сделали, теперь возвращаемся к предыдущему пункту и занимаемся настройкой звука в отношении направленности, сосредоточенности общей звуковой сцены.

В заключение этого пункта хочу обратить внимание и предостеречь вас вот от чего. Всей новой акустике нужно время, чтобы они нормально, так скажем, разработались. В среднем у счастливого обладателя замечательного комплекта уходит месяц-полтора. В этот период НЕ включайте звук на полную мощность, это только для акустики будет хуже. По прошествии этого времени резиновая подвеска станет более мягкой, динамик будет легко “ходить”. Можно теперь приступать к донастройке усилителя мощности. Вся система будет звучать намного лучше, чем при ее первой настройке! Что же касается грозных сабвуферов - они могут распевать свой голос от двух месяцев до полугода.

После покупки магнитолы в автомобиль, возникает следующая проблема - необходимость ее настройки, для получения качественного звука MP3 файлов и радио. Если выбор пал на Pioneer из последних моделей, к примеру, Mosfet 50 Wх4 170UB или 150UB, а также на модели из линейки AVH, то настройку магнитолы можно выполнить, путем выполнения приведенных ниже рекомендаций. Если все сделать правильно, вы получите оптимальное качество звука.

Принципы настройки автомагнитолы Пионер MVH, DEH и прочих моделей

Изменение основных параметров через меню - шанс уменьшить искажение звука, которое обязательно будет, при отсутствии полноценной настройки. Основное внимание уделяется таким параметрам, как частота твитов и мощность динамиков НЧ. Все манипуляции производятся через панель управления, в центральной части которой находится специальный джойстик.

Смотрите видео, как настроить автомобильную магнитолу, ниже.

Для выбора и установки требуемых показателей, требуется вращать и утапливать рукоять джойстика вглубь устройства. Чтобы быстрей разобраться в настройке магнитолы, обратите внимание на фотографии, сопровождающие инструкцию. Благодаря наглядности, выполнение работы займет меньше времени.

Все магнитолы Pioneer DEH и модели, начинающиеся с 3100, настраиваются с помощью джойстика. Именно он позволяет переходить, между разделами меню, и выбирать нужные параметры. Ручка джойстика вращается во всех направлениях и может углубляться внутрь устройства.

Перед настройкой магнитолы Пионер, выставьте 30-й уровень громкости, чтобы адекватно воспринимать качество звучания. На начальном этапе, может быть слышен хрип и другие посторонние шумы. Не обращайте на них внимания - после установки правильных параметров, они пропадут.

Главные принципы настройки звука в автомагнитолах Пионер

Для настройки магнитолы, сделайте следующее:

  • Перейдите в меню настроек, путем нажатия по центру круглой рукояти.
  • Крутите джойстик влево и вправо, для выбора необходимого пункта меню.
  • Выберите раздел «Аудио» и нажмите на центральную часть круглой рукояти.
  • Найдите пункт FADER/BALANCE. Если вы только купили магнитолу, выставьте 0-ой параметр. Если на дисплее отражается другая цифра, это свидетельствует о попытке настройки магнитолы другим человеком. В этом случае, верните параметр к прежнему значению.
  • Крутите джойстик до момента, пока показатель FADER не будет равен +15.

После выполнения рассмотренных манипуляций, настройте фильтр передней акустики. Сделайте следующее:

  • Проверните центральный джойстик и найдите раздел HIGH PASS FILTER.
  • Жмите на центральную кнопку и обратите внимание на надпись на дисплее - должны засветиться символы HPF OFF. Это значит, что вы перевели диапазон на переднюю акустику.
  • Избавьтесь от искажений звука, для чего жмите на круглую рукоять, до появления символов HPF 50 или другого значения (здесь многое зависит от модели устройства).
  • После установки частоты фильтра 50 Гц, жмите на кнопку Band, для выхода из меню.
  • Убедитесь в отсутствии искажений звука, путем поворота рукояти громкости, в правую и левую сторону.

Если качество настройки Pioneer, на данном этапе, не устраивает, вернитесь к прошлому пункту меню и выставьте другой параметр HPF. Здесь можно менять параметры в диапазоне между 80 и 125.

Как настроить Пионер под сабвуфер

В конце статьи смотрите подборку видео по настройке магнитолы.

После устранения искажений звуков на ВЧ, добавьте низких частот, для получения большей объемности и улучшения качества звука. Для этого перейдите в меню предварительной настройки, для чего отключите и включите устройство.

Для входа в меню, жмите главную кнопку отключения магнитолы и держите ее до момента, пока дисплей не засветится. Сразу после этого, вы окажитесь в меню предварительной настройки.
Далее действуйте так:

  • Используйте джойстик, для поиска раздела SW Control.
  • Надавите на кнопку управления. После вы окажитесь в подразделе EAR SP FUL.
  • Крутите рукоять до момента, пока вместо надписи FULL не появится SW.
  • Выключите устройство.

Теперь выполните дополнительную настройку магнитолы Пионер. Сделать это можно через главное меню. Снова включите проигрыватель и найдите, с помощью управляющей рукояти, раздел SW SETTING1. После этого, жмите на центральную часть ручки. На выбор предоставляется три варианта - установка OFF, REV или NORMAL. Практика показала, что лучший вариант, при настройке сабвуфера - режим REV. В завершение, включите и отключите устройство.

Как настроить сабвуфер через основное меню

Теперь найдите раздел меню, под названием SW SETTING2. Делается это по тому же принципу, что был описан выше. Вращайте джойстик до момента, пока на дисплее не высветятся символы SW 80 HZ 0. С помощью рукояти, выставьте параметр частоты, равный 50 Гц или поставьте другой параметр, с учетом собственного восприятия качества звука.

Как только выбор сделан, вращайте джойстик, до появления на дисплее мигающей цифры "ноль". Теперь выставьте мощность режима, в диапазоне от -6 до +6. В процессе настройки магнитолы, следите, чтобы не было искажения звука. Выйдите из раздела, нажав на кнопку Band.

Для установки тонкокомпенсации проигрывателя, поверните круглый джойстик влево или вправо, до момента, пока на дисплее не появятся символы LOUDNESS. На выбор, будет три варианта - высокий, средний и высокий. Поставьте параметр HIGT и вернитесь в меню.

Как настроить эквалайзер

Чтобы добиться лучшего звучания, проделайте еще одну работу - выберите мощность и подрегулируйте эквалайзер. Для этого, сделайте такие манипуляции:

  • Найдите в меню пункт EQ SETTING1. В вашем распоряжении будет три состояния - высокая, средняя и низкая частоты.
  • Выполните регулировку, с учетом собственных предпочтений. Запомните главную рекомендацию - уровень низких частот не должен быть больше 0-1.
  • Добейтесь путем настройки максимально качественного и насыщенного звука в машине.

Итоги

Настройка магнитолы Пионер модели MVH серии 150UV, а также аппаратуры других моделей, имеет много общего. Единственное, что может различаться - устанавливаемые параметры. Многие автовладельцы отмечают, что при правильной настройке звука, можно добиться требуемой мощности и качества звучания. Плюсом таких магнитол является понятное и удобное в настройке меню, а также возможность проигрывания файлов разного формата.

Видео: Обзор функций и настройка ГУ Pioneer MVH180UB

Видео: Магнитола Pioneer MVH-150UB - настройка частоты (эквалайзера)

Если видео не показывает, обновите страницу или

Процесс настройки .

Car & Music №3, Мастер-класс.

ТЕКСТ ЭРАЗМ ХАЗАРОВ, ФОТО АЛЕКСЕЙ ТРОШКИН .

Спонсоры проекта: торговая марка „ Oris Electronics ", технический центр „ Car Systems ".

Как и обещали в предыдущей публикации рубрики „Мастер-класс", в настоящем материале мы поговорим о процессе настройки компонентов, причем речь сейчас пойдет о наиболее интересном варианте включения, когда полностью задействуется солидный арсенал устройств обработки звука нашего головного устройства „ Pioneer DEH - P 8600 MP ". Иными словами, на.повестке дня вопрос настройки „процессорной" аудиосистемы.

Предыстория

Для начала освежим в памяти читателя перечень установленных в редакционной „восьмерке" компо-нентов и некоторые особенности их монтажа. Итак, компанию вышеназванному CD -ресиверу составля-ют фронтальные AC „ Oris PS -16.2", одноименные уси-лители из серии „ Charisma " и сабвуфер „ AMW 12". Основные динамики размещены классическим обра-зом: мидвуферы в двери с доворотом в центр сало-на, твитеры на стойках с легким наклоном в сторону лобового стекла, а сабвуфер помещен в корпусполосового типа и расположен в багажнике. В общем, схема вполне классическая.

Подготовительные работы

Первая операция, которую мы провели, приступив к настройке аудиосистемы, заключалась в разграни-чении частотных полос, поступающих на твитер и мидвуфер. Для разделения звукового спектра мы использовали кроссовер головного устройства, выбрав фильтры второго порядка и частоту разделе-ния 4 кГц. Последнее значение в данном случае не несет никакой смысловой нагрузки, поскольку впос-ледствии будет скорректировано по результатам прослушивания, а в настоящее время выбрано толь-ко из соображений защиты от повреждения ВЧ-динамика.

Второй шаг - регулировка входной чувствитель-ности усилителей. О том, как ее выполнить, вы може-те узнать из инструкции к вашему аппарату или из следующего материала рубрики „Мастер-класс", где мы собираемся описать более простой и точный метод, чем предлагают производители.

Заключительный этап в предварительных процедурах - ограничение нижней граничной частоты НЧ/СЧ-головок из комплекта фронтальных АС. Чтобы справиться с этой задачей, запаситесь тестовым диском с частотной „нарезкой", затрагивающей басовый диапазон (40-150 Гц). Этим требованиям хорошо соответствуют специальные компакт-диски, применяемые на соревнованиях по неограниченному звуковому дав-лению. Если достать вам их не удастся, то тогда, при наличии компью-тера с пишущим приводом, вы можете самостоятельно сделать „нарез-ку" с помощью звукового редактора с функцией генератора синусои-дальных колебаний („Sound Forge ",„Cool Edit "). Диск с записями частот нам понадобится для определения басового потенциала фронтальных АС: прослушав „нарезку", нетрудно выявить, с какой частотной отметки мидвуферы начинают уверенно воспроиз-водить бас. В нашем случае„PS -16.2" вышли на опорный уровень с 65 Гц - это очень достойный результат для 16-сантиметровых АС. В случае иных динамиков нижняя граничная частота будет разниться. Например, 8-дюймовые мидвуферы способны доиграть до 45-50 Гц, а „малыши" вроде 13-сантиметровых НЧ/СЧ-головок - в лучшем слу-чае до 90-100 Гц. Получив искомые данные, активируем фильтр верх-них частот, который подрежет спектр сигнала фронтальных АС снизу. y ,Pioneer DEH -P 8600MP " частоты среза выбираются из дискретного ряда, наиболее подходящая в нашем случае - 63 Гц. Что же касается крутизны характеристики затухания фильтра, то для начала можно установить 12 дБ/окт, а впоследствии произвести коррекцию для оптимального согласования с сабвуфером и достижения необходимо-го запаса по перегрузочной способности.

На этот раз список необходимых для работы инструментов включает только компакт-диски. Можно обойтись хорошо знакомыми записями, но лучше также привлечь на помощь специальные настроечные CD

Настройка процессора временных задержек

После проведения подготовительных процедур в первую очередь необхо-димо настроить процессор временных задержек (DSP ). Почему? Взгляните на расположение излучателей в „восьмерке": расстояние от левого твите-ра до слушателя составляет 65 см, от левого мидбаса - 82 см, от правого твитера - 101 см, от правого мидбаса - 118 см. Как видно из приведен-ных значений, каждый компонент удален от слушателя на разное расстоя-ние, а это означает, что звуковые волны от них достигнут ушей водителя не одновременно, а с определенной задержкой. Последствия этого весь-ма плачевны. Но если с нарушением геометрии звуковой сцены смирить-ся еще можно, то рассогласование фаз между твитером и мидвуфером в каждом канале - серьезная проблема, приводящая к потере цельности и чистоты звучания, и недооценивать это нельзя.

Прежде чем мы перейдем к описанию процесса настройки процессора, позволим себе еще одно небольшое отступление, касающееся двух моментов. Во-первых, вы наверняка уже обратили внимание, что в нашей системе твитеры ориентированы на частичное отражение от лобового стекла. В случае беспроцессорной аудиосистемы такая установка практи-куется очень часто, но если в вашей системе имеется головное устройство с процессором, то так монтировать ВЧ-динамики не нужно, и более того, работа с отражением может создать неслабую головную боль при настройке. Отдайте предпочтение, например, варианту с перекрестной ориентацией - левый твитер на пассажира, правый - на водителя. Во-вторых, если в аудиосистеме нет процессора временных задержек, то очень важно правильно расположить твитер относительно НЧ/СЧ-головки в каждом канале. При этом точкой отсчета должно стать правило: расстоя-ние от каждого компонента канала до слушателя должно быть одинако-вым, а различия в удаленности от АС правого и левого каналов - как можно меньшие. Кроме того, при подборе места установки излучателей отдельного канала не стоит целиком полагаться на рулетку: подвигайте твитер (и среднечастотник) - вполне возможно, что, сместив его на сан-тиметр в ту или иную сторону, вы получите заметно лучший результат. Чтобы настроить процессор временных задержек, мы воспользуемся тесто-вым диском „ IASC A Setup & Test ". В CD - pec ив epe , Pioneer DEH - P 8600 MP " уста-новлен 6-канальный процессор временных задержек, данные для которого вводятся в сантиметрах с шагом 2,5 см. Итак, действуем по инструкции и вводим измеренное расстояние до каждого динамика. Всего динамиков пять: пара ВЧ-головок, пара НЧ/СЧ-головок и НЧ-головка сабвуфера. Дальнейшую настройку начинаем с НЧ/СЧ-головок, отключив твитеры и НЧ-головку. Используя трек с голосом диктора, описывающего свое местоположе-ние на звуковой сцене (центр), начинаем центрировать звуковой образ. Место для центрального образа мож-но выбрать либо исходя из геометрии салона - тогда это будет середина лобового стекла, либо исходя из параметров воспроизводимой стереокартины - то есть на равном удалении от ее левого и правого краев. Выяснив, где находится искомая точка, начинаем кор-ректировать временную задержку для НЧ/СЧ-головки левого канала: изменяйте значение до тех пор, пока образ диктора не переместится в центр звуковой сце-ны. Следующий шаг - фазирование излучателей в каждом канале. На примере левого канала фронталь-ных АС это выглядит так: подключив только мидвуфер и твитер, меняем значение задержки в канале твитера, пока совместное звучание этих двух головок не станет слитным. Для проведения этой операции можно вос-пользоваться треком номер пять с вышеупомянутого диска либо хорошо знакомым вам музыкальным фраг-ментом. Кстати, при этой процедуре нелишне попробо-вать перевернуть фазу ВЧ-головки на 180°, особенно если речь идет о фильтрах второго порядка. По окон-чании работы елевым каналом аналогичные действия необходимо выполнить и с правым каналом, а затем придет черед сабвуфера. Изменяйте значение задерж-ки, пока звучание низких частот не приобретет чет-кость и не сконцентрируется во фронтальной части салона.

Процесс настройки - задача со многими переменными величинами. Разобравшись с уровнями усиления в каждом канале, фазовым согласованием и тональным балансом, мы получили хороший результат по звучанию -~ но потенциал стереосистемы пока раскрыт далеко не полностью

Применив вышеописанную технологию настройки процессора, мы получили весьма интересные циф-ры, которые во многом отличаются от заданных на первом этапе работы с процессором, когда задерж-ки выставлялись только исходя их расстояний от слушателя до излучателей. Например, в случае с твитером левого канала значение расстояния подросло до 102,5 см, а у мидвуфера, наоборот, уменьшилось до 77,5 см. Иными словами, доверяйте своим ушам, а не рулетке. Что же касается самой звуковой сцены, то нам удалось при помощи процессора расположить исполнителей на своих местах, хотя, по боль-шому счету, некоторые моменты еще нуждаются в доводке. В частности, на данном этапе фокусировку образов в центре картины, левее и правее центра, мы оцениваем не более чем на четверку с минусом. С этой областью сцены еще предстоит поработать. Но есть и положительные моменты. Это прежде все-го хорошая локализация образов и довольно непло-хое эшелонирование. По части геометрических характеристик сцены положение дел получилось вполне ожидаемым. Картина не выходит за границы автомобиля и расположена на уровне глаз, правда, последнее в основном относится к центральной ее части, потому что по краям наблюдается небольшое снижение высоты. Последнее обстоятельство обус-ловлено расположением НЧ/СЧ-головок в дверях.

Тональный баланс

Закончив работы с процессором временных задер-жек, мы провели предварительное прослушивание аудиосистемы на предмет равномерности тонально-го баланса. И, честно говоря, поначалу были непри-ятно удивлены сильными нарушениями. Но нет худа без добра. Благодаря обнаруженным проблемам мы имеем отличный повод рассказать нашим читателям подробней о том, как настраивается эквалайзер. Точка отсчета в этой работе - определение потенци-ала эквалайзера головного устройства. Речь идет о реализации, общей для левого или правого каналов, или, наоборот, раздельной. Если ваше головное уст-ройство оснащено поканальным эквалайзером, то нижеописанную схему подстройки необходимо будет проводить раздельно для левого и правого канала. В нашем случае эквалайзер этого не позволяет делать, поэтому, с одной стороны, процесс внесения коррекции упрощается, а с другой - теряет гибкость. Участки звукового спектра, нуждающиеся в дружес-ком участии эквалайзера, можно выявить двумя спо-собами. Первый, в той или иной степени затратный, потребует от вас наличия измерительной техники. Возможные варианты - недорогой шумомер, порта-тивный спектроанализатор вроде „ Phonic PAA 3" или исследовательский центр на базе персонального компьютера и измерительного микрофона („ Behringer ECM 8000"). Второй способ (достаточно мучительный) - нахождение неравномерностей в АЧХ с помощью собственных ушей и узкополосных шумовых полосок с тестовых дисков или записей с сознательно внесенными предыскажениями в тональном балансе, например, с уже упоминавшего-ся „ IASCA Setup & Test ".

Мы пошли по второму пути и сначала исследовали по отдельности каждый канал фронтальных АС. Если говорить об общих чертах, то и в одном, и в другом был обнаружен ощутимый всплеск на АЧХ с цент-ральной отметкой 4,5 кГц, который придавал звуча-нию неприятную окрашенность, а также ранний спад на высоких частотах, ставящий крест на ощущении воздуха в звуковой картине. В целом же важно под-черкнуть, что тональный баланс каналов оказался неодинаковым: в правом был найден подъем в области 700 Гц, а у левого - нет. Иными словами, АЧХ левого и правого каналов нуждался в разде-льной „шлифовке", но, как мы уже говорили выше, у „ Pioneer DEH - P 8600 MP " такой возможности нет, поэ-тому мы будем работать по компромиссной схеме, взяв за основу суммарную характеристику каналов. В данном контексте компромисс заключается, во-первых, в непостоянстве тембральной окраски в зависимости от расположения исполнителя на сце-не, а во-вторых, в неточном построении аудиосисте-мой звуковой картины из-за различий в АЧХ левого и правого каналов акустических систем. Для предварительной настройки эквалайзера нам пот-ребовалось немало времени, а окончательная „поли-ровка" АЧХ потребует вдвое больше сил. Наиболее весомая сложность, с которой мы столкнулись, состоит в том, что порой нуждающаяся в корректировке область частотной характеристики не совпадает с предложенными центральными частотами полос кор-рекции имеющегося эквалайзера. Поэтому нам прихо-дилось подключать соседние полоски, что не всегда приносило хороший результат, а заодно добрым сло-вом вспоминать топовые связки CD -тюнера с процес-сором, к примеру, отлично зарекомендовавший себя комплект от Pioneer „ P 9" или„Р90". Итогом нашей работы с эквалайзером стала кривая, показанная на одном из рисунков, а что касается качества звучания, то тут можно отметить, что мы полу-чили вполне хороший результат, отметили это все сотрудники редакции, которым довелось сравнить оба варианта звучания - с применением эквалайзера и без него. Особенно стоит похвалить звучание фрон-тальных АС в низкочастотной области: бас получился крепко сбитым, плотным и быстрым. В среднем регис-тре налицо хорошая открытость и телесность исполни-телей, чуть хуже дела обстоят с гладкостью и чистотой тембров, но потенциал по этой части есть, а чтобы его раскрыть, необходимо проявить чуть больше усердия при настройке эквалайзера. Высокие частоты в нашей инсталляции, ввиду использованной ориентации твитеров, получились притушенными, что не замедлило сказаться на ощущении воздуха и пространства в зву-ковой картине. Очень неплохо проявило себя и сабву-ферное звено, наглядно показав преимущество поло-совых корпусов в развиваемом звуковом давлении, при плотном и динамичном нижнем басе. Чуть хуже впечатления от глубины суббаса: прослушивание тес-товых сигналов показало, что низкочастотное звено всерьез берется за дело с 35 Гц. Относительно удач-ности стыковки звучания сабвуфера и фронтальных АС пока судить не беремся: с одной стороны, нам удалось сфазировать эти компоненты, а с другой - вопрос „бесшовного" сочленения по тональному балансу оста-ется открытым. О том, как мы его разрешили, а также о подборе оптимального выбора полос для отдельных излучателей и многих других моментах, оставшихся за пределами этого материала, мы расскажем в следую-щей публикации рубрики „Мастер-класс".

СМ

Правильная настройка автомагнитолы

Чтобы наслаждаться музыкой в машине, слушая только что установленную акустическую систему, недостаточно просто инсталлировать и все аудио-компоненты. Нужна еще правильная настройка автомагнитолы, а также другие устройства, такие, как процессор или внешний усилитель, если они есть в наличии.

Процесс настройки головного устройства будет сильно отличаться от его модели и сложности всей аудиосистемы в вашем автомобиле. Соответственно, чем больше в ней компонентов, тем сложнее будет это сделать. Нужно понимать, что возможности настройки, а также количество настраиваемых параметров, будут увеличиваться пропорционально цене устройства.

У более простых магнитол ограниченный набор функций и настроить там можно только несколько параметров. У продвинутых процессорных головных устройств возможности настройки очень широкие. И еще, следует сказать, что перед тем как будет произведена настройка автомагнитолы, откройте инструкцию к ней. Ни один интернет-обзор не расскажет вам о функционале вашего головного устройства более полно, чем это сделает заводское руководство.

Настройка бюджетной автомагнитолы

Начнем с самых простых систем. Допустим у вас бюджетная магнитола и два динамика в передних дверках, или дополнительно еще два - в задних, или задней полке. Из всех возможностей настройки у вас могут быть только: регулировка баланса, несколько предустановок эквалайзера, возможно - функция усиления низких частот и еще несколько другорядных. Как в таком случае производится настройка автомагнитолы ?

Следует отрегулировать баланс передних и задних динамиков с преобладанием фронтальных. А также настроить баланс между правыми и левыми динамикам, чтобы звук не «заваливался» в одну сторону. Также выберите самые приятные предустановки эквалайзера для музыки, которую вы слушаете. Все настройки делаются исключительно на слух: нравится вам звук, или нет.

Если у магнитолы есть встроенный фильтр высоких частот (обозначается, как HPF), следует его включить. Потом «отрезать» низкие частоты, поступающие на фронтальные динамики, примерно на уровне 100-125 Гц. В таком случае динамики не будут стараться воспроизвести самые низкие частоты, ниже 80-100 Гц, примерно. Это позволит им играть более чисто и не «хрипеть».

Если у вас еще есть «овалы», установленные в заднюю полку, то используя фильтр низких частот (может обозначаться, как LPF или как-то по-другому), то правильная настройка автомагнитолы может заставить их играть только низкие частоты, почти как . Для этого включите фильтр и установите срез на уровне 50-63 Гц. В результате ваши «блины» будут отыгрывать низкие частоты, примерно, до 80 Гц или чуть выше. После такой настройки звуковая «сцена» не будет смещена назад, а окажется там, где и положено - спереди. Звук после такой настройки становится очень приятным.

Кстати, таким же способом может быть произведена не только настройка автомагнитолы, но и сабвуфера, если подключить его к задним каналам магнитолы и включить фильтр низких частот. Правда, для реализации этого способа нужно, чтобы LPF был в наличии, а также нужен сабвуферный динамик с высокой чувствительностью, чтобы он смог работать от головного устройства. Конечно, отдача низкочастотника при таком подключении будет невысокой, зато позволит обойтись без внешнего и поднимет качество звучания на новый уровень.

Настройка более серьезной акустики

Если у вас чуть более серьезная акустика, например двухполосная и сабвуфер, а магнитола имеет фильтры, позволяющие делать «срезы» низких и высоких частот, с разной крутизной затухания, вам нужно сделать похожие манипуляции, как и с предыдущей системой: включить фильтры и выставить частоты «среза». Чем больше и качественнее фронтальные динамики, тем ниже можно их «срезать», но не ниже 80-100 Гц. Сабвуфер обычно «режут» на частоте не выше 50 Гц.

Если в двухполосной системе есть кроссовер, или резистор, который не пропускает на высокочастотник сигнал ниже 4-5 Гц, то высокие частоты можно только немного подкорректировать. Если же твитер подключается напрямую, нужно «срезать» его снизу. В противном случае он может просто сгореть.

Следует сказать, что сделав «срез» на определённой частоте, не стоит ожидать, что динамик не будет совсем играть после этой частоты. Звук будет, но он будет плавно затухать. Насколько плавно - зависит от порядка фильтра. Более продвинутые магнитолы и их настройка автомагнитолы позволяют выбирать порядок фильтра.

Настройка серьезной автомагнитолы

При наличии в системе процессорного головного устройства, усилителей или внешнего процессора возможность настройка автомагнитолы очень широкие. Тогда можно очень точно настроить каждую полосу, сделав нужный «срез» сверху и снизу, на всех динамиках, установив временные задержки сигнала, что важно для построения правильной «сцены», отрегулировав тональный баланс и подкорректировав АЧХ. Но и сложность такой настройки максимальная.

Если у вас такая система, то настраивать её только на слух, без специальных навыков, настроечных дисков и измерительного оборудования - будет неправильно, вряд ли вы добьетесь хорошего результата. В таком случае лучше будет обратиться к профессионалам, которые этим занимаются.

Установка и подключение автомобильной магнитолы необходима в следующих случаях:

  • вы приобрели подержанный автомобиль, не укомплектованный автомагнитолой, либо с магнитолой, не удовлетворяющей вашим требованиям;
  • вы приобрели новый автомобиль в базовой комплектации и желаете установить автомагнитолу с более высокими характеристиками и функциональными возможностями;
  • вам досталась хорошая магнитола «по случаю», например с аварийного автомобиля;
  • автомагнитола вышла из строя.

Каждый из этих вариантов имеет свои особенности. Условно последовательность действий можно разделить на следующие этапы: подготовительный этап, схемотехнические монтажные работы, испытание и настройка.

1. Подготовительный этап

1.1. Обследование электрооборудования автомобиля

Прежде всего, подготовьте требуемый инструмент:

  • набор отверток;
  • бокорезы;
  • паяльный набор (если нет, на худой случай можно обойтись без него);
  • приспособление для демонтажа старой магнитолы.

Приспособление для демонтажа магнитол выполнено в виде двух тонких стальных пластин шириной около 5 мм, длиной 100 мм. При отсутствии, можно изготовить самостоятельно.

В большинстве случаев на посадочном месте вы обнаружите ISO разъемы. Это существенно облегчает монтаж новой автомагнитолы. Как правило, продаваемые магнитолы имеют в своем комплекте переходники с разъема корпуса магнитолы на ISO подключение.

Далее исследуйте место соединения разъемов к электропроводке машины. Если автомобиль новый, либо «свежий» никаких нештатных соединений быть не должно. Для пожилых авто скорее всего вы обнаружите самостоятельное подключение разъемов к бортовой сети автомобиля, которое наверняка придется исправлять. Проблема в том, что такие соединения могут быть запитаны с грубыми нарушениями безопасности эксплуатации транспортных средств, либо изоляция пришла в негодность.

Видео — как установить магнитолу в машину и на что обращать внимание:

Если же вы меняете магнитолу по причине выхода ее из строя, необходимо в любом случае переподключить все соединения, иначе и новую магнитолу постигнет такая же участь. Кроме этого необходимо проверить все динамики и качество проводки, об этом будет рассказано в следующей главе.

В случае, когда вы собираетесь менять магнитолу с увеличенной выходной мощностью, надо посмотреть на сечение проводников, идущих к динамикам. Современные качественные автомагнитолы имеют выходную мощность 50 Ватт на канал. Площадь сечения проводов аудиосистемы в этом случае должна быть не менее 4 квадратных миллиметров.

Для качественного звучания лучше выбирать специальные провода для акустических систем в силиконовой изоляции. Также придется увеличивать сечение проводников питания до 8 кв.мм и номиналы предохранителей.

1.2. Разработка эскиза электропроводки и списка комплектующих

Следующий этап – составление эскиза проводки с указанием расстояний до потребителей. Это касается случаев, когда принято решение о замене аудио- и сетевой проводки.

Положительную шину питания магнитолы повышенной мощности, вероятнее всего, придется тянуть из подкапотного пространства, отрицательную можно подсоединить на заземление возле центральной консоли.

Сложнее всего проложить путь проводов аудиосистемы. Обычно к задним динамикам он проходит вдоль правого и левого порогов.

Видео — подключение автомагнитолы Pioneer своими руками:

Если планируется подключение к магнитоле усилителя, камер, других дополнительных устройств, их также надо учесть в эскизе.

В эскизе необходимо указать места подключения предохранителей. Их лучше выбирать вблизи источника подключения. Величина главного предохранителя рассчитывается, исходя из максимальной (пиковой) выходной мощности автомагнитолы по формуле:

Номинал = 2,5 Х Суммарная мощность каналов магнитолы (Ватт) / 12 Вольт

При мощности автомагнитолы 4 Х 50 Вт получается около 50 Ампер.

  • провод силовой сечением 8 кв.мм. – 8 метров;
  • провод соединительный сечением 4 кв.мм. – 4 метра;
  • контактная группа на динамики – 10 шт.;
  • предохранитель 50 Ампер с гнездом – 1 шт.;
  • предохранитель 15 Ампер с гнездом -1 шт.;
  • припой, канифоль – 1 набор;
  • крепеж – 20 единиц;
  • термоусадка 4 мм – 1 метр;
  • термоусадка 6 мм – 1 метр.

Термоусадка необходима для качественной изоляции электрических соединений. Она представляет собой виниловый кембрик, который уменьшается в размере при воздействии горячего воздуха (промышленный фен, можно зажигалка).

1.3. Измерение параметров акустической системы

Далее необходимо обследовать установленную акустическую систему автомобиля. Для этого придется снять накладки динамиков, посмотреть состояние диффузоров. Затем с помощью мультиметра измерить сопротивление динамика. Стандартные величины сопротивлений – 2, 4 и 8 Ом (обычно 4).

Если кто забыл, как это делается: переключите мультиметр в положение сопротивление на предел 200 Ом, подключите щупы к клеммам динамика. Если сопротивление будет менее 2 Ом, возможно у вас короткое замыкание в цепи. По этой причине чаще всего автомагнитолы выходят из строя.

Для того, чтобы определить номинальную мощность динамика, придется взглянуть на его маркировку. Она нанесена с тыльной стороны.

Нет смысла приобретать мощную магнитолу, если слабые динамики.

Если менять акустику, надо учитывать, что придется тянуть проводку через гофру, соединяющую двери с салоном. Это большой кусок работы. В таком случае сразу измерьте диаметр посадочного места динамика и посадочную глубину.

При и установке соответствующего усилителя важным является выбор места. Под сиденьем он плохо охлаждается, в багажник надо тянуть длинные провода, которые создадут дополнительные помехи. Лучше, конечно, остановиться на первом варианте.

Некоторые автомагнитолы оборудованы линейными выходами. Это упрощает задачу: необходимо только проложить путь коаксиальных проводов и провода управления усилителем. Если линейные выходы отсутствуют, требуется установка дополнительного устройства сопряжения высокий/низкий уровень.

В случае, когда вы покупаете магнитолу с улучшенными характеристиками для нового автомобиля, рациональнее остановиться на штатной модели. Такие автомагнитолы выпускают некоторые производители, причем для большинства марок автомобилей, в том числе и отечественного производства.

Они полностью совпадают по всем интерфейсам (разъемы, управление, диагностика и др.) к автомобилю. Их установка предельно проста: снял старую, установил новую, настроил свет, цвет и другие пользовательские параметры.

Видео — установка автомагнитолы в машину:

Лучше приобретать магнитолу с выходами низкого уровня (линейными выходами). Тогда при установке усилителя не придется вмешиваться в схему.

Все более модными становятся ANDROID-магнитолы. Практически это мультимедийный аудиокомплекс с системой позиционирования, интернетом и прочими «наворотами». В этом есть рациональное звено. Во-первых, отдельное приобретение необходимых устройств обойдется значительно дороже. Во-вторых, нет смысла захламлять рабочую зону автомобиля многочисленными гаджетами.

После приобретения всех комплектующих и самой магнитолы приступаем к следующему этапу.

2. Схема подключения магнитолы и монтажные работы

Это наиболее ответственный этап. Основные требования:

  • правильная разработка электрической схемы;
  • грамотный и качественный электромонтаж;
  • проверка надежности и соответствия схеме выполненного монтажа.

2.1. Разработка электрической схемы

Проще всего основываться на стандартном ISO интерфейсе. Тогда при дальнейшей замене оборудования не придется ничего изменять.

К тому же схема его предельно понятна. Для большинства автомагнитол можно купить стандартные переходники.

Распиновка разъема ISO (соответствие контактов и выводов):

Типовая схема подключения автомагнитолы:

Руководствуясь этой схемой подключения, не представляет никакого труда произвести правильный электромонтаж.

2.2. Электромонтажные работы

Прежде всего, надо довести все проводники от устройств в зону подключения ISO разъемов. Труднее всего это сделать для проводов динамиков, если такая необходимость возникла. В этом случае придется снимать обшивку двери, затем вести проводник через разъем гофрошланга.

Иногда для простоты соединения провод ведут мимо разъема. Затем под рулем впускают в центральную консоль. Задние динамики обычно подсоединяют вдоль нижних порогов.

Сигнальный антенный провод, как правило, уложен производителем. Он вставляется в коаксиальное гнездо автомагнитолы. Есть два типа антенн: пассивный и активный (с усилителем). Антенны с усилителем необходимо использовать, если автомобиль эксплуатируется вдали от крупных населенных пунктов. Если такую антенну применять в большом городе, она будет «забиваться» многочисленными электрическими помехами. Также некоторые антенны имеют привод выдвижения. Для этого в схеме предусмотрено отдельное электропитание антенны через ISO интерфейс.

Электропитание магнитолы ведется по двум каналам: непосредственно от аккумулятора для поддержания настроек и памяти и через ключ зажигания.

Для мощных автомагнитол правильнее брать и второе питание с аккумулятора, не нагружая цепь ключа. Еще лучше установить дополнительное мощное реле для питания мощной магнитолы. Такие реле, рассчитанные на токи до 100 Ампер, устанавливаются для включения свечей накала некоторых автомобилей.

Электрические подключения к динамикам следует производить, используя специальные контактные группы. Соединения проводов лучше осуществлять методом скрутки плюс пайка, используя термоусадку.

2.3. Стандартные обозначения выводов автомагнитол

При составлении иных электрических схем необходимо пользоваться инструкциями по эксплуатации автомагнитол либо в случае их отсутствия наклейками на корпусе.

Международный стандарт предусматривает следующие условные обозначения:

  • FR+ и FR- передний правый плюсовой и минусовой вывод динамика;
  • FL+ и FL- передний левый;
  • RR+ и RR- задний правый;
  • RL+ и RL- задний левый;
  • GND – общий провод, корпус, земля;
  • B+ плюс аккумулятора;
  • BAT плюс аккумулятора;
  • K30 плюс аккумулятора;
  • A+ плюс через ключ зажигания;
  • K15 плюс через ключ зажигания;
  • ACC плюс через ключ зажигания;
  • ANT плюс антенны;
  • SAFE плюс через ключ зажигания;
  • SWA плюс через ключ зажигания;
  • N/C нет соединения;
  • LAMP, ILL, ILLUM подсветка;
  • MUTE, TEL пауза для телефонного разговора;
  • AMP включение усилителя;
  • DATA IN/OUT вход-выход данных;
  • SHIELD оплетка коаксиального провода;
  • LINE IN/OUT линейный вход-выход;
  • REM управление;
  • DIMMER регулировка яркости дисплея.
  • CAN , K-BUS линия шины данных;
  • CD-IN/OUT, DVD подключение чейнджеров;

2.4. Совместимость с системой диагностики автомобиля

Если магнитола установлена правильно, она должна диагностироваться по CAN-шине или K-Line каналу.

Существуют случаи, что после установки неродной магнитолы в имеющийся стандартный разъем, автомобиль перестает диагностироваться.

Происходит это по причине того, что ISO разъем имеет диагностическую шину k-line. Во многих автомагнитолах, особенно околокитайских, этот вывод попросту закорочен на минус. Таким образом, диагностика заваливается. Для устранения проблемы необходимо найти по справочнику автомобиля номер этого вывода и его обрезать.

После выполнения всех подключений не спешите вставлять магнитолу. Переходим к следующему пункту.

3. Испытание и настройка

Во-первых, проверяем корректность соединений. Щупами мультиметра определяем наличие нужных напряжений на ISO-разъемах. Плюс на A4, A6, A7 при включенном зажигании, минус на A8.

Далее измеряем сопротивление динамиков со стороны динамиков. Сопротивление переднего правого – подключаем щупы к B3 и B4 контактам. Должно показывать 4 Ома. Аналогичные измерения производим для других динамиков.

Теперь можно подключить ISO-разъемы магнитолы и другие соединения при выключенной магнитоле. Для измерения токов утечки необходимо включить мультиметр в положении измерения тока в разрыв цепи каждого из предохранителей. Токи утечки должны быть не более 300 миллиампер, иначе во время стоянки магнитола будет разряжать аккумулятор.

Видео — на что следует обращать внимание при подключении магнитолы в машину:

Переключите уровень на передние динамики. Затем установите громкость звучания музыки, лучше классической, в среднее положение. Переведите баланс на правую сторону до упора. Немного увеличьте громкость. Затем резко установите баланс в среднее положение.

Если громкость звучания существенно увеличилась, значит, фазы динамиков совпадают. Если громкость изменилась незначительно, звук превратился в кашу, следовательно, фазу одного из динамиков надо поменять на противоположную.

Аналогичную операцию надо провести для тыловых динамиков. Наконец, для динамиков правой или левой стороны. Если не совпадают фазы передних и задних динамиков, необходимо перекинуть провода на разъемах сразу двух передних либо задних динамиков.

Напоследок пару рекомендаций. Не включайте первое время магнитолу на максимальную громкость длительное время. Следите, чтобы в салоне не было посторонних запахов. Избегайте воздействия на панель магнитолы прямых солнечных лучей.


Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>

Понравилось? Лайкни нас на Facebook